С момента своего появления в 1970-х годах персональный компьютер резко повысил коллективную способность общества понимать естественные и созданные человеком системы нашего мира. Возможность собирать информацию и обмениваться ею была ключевым фактором прогресса. Благодаря недавнему развитию облачных вычислений за последние 10 лет возможность проводить исследования сложных систем с большим объемом данных становится доступной для всех. Это хорошее время. В настоящее время мы сталкиваемся с множеством сложных проблем, которые необходимо понять очень точно и в режиме, близком к реальному времени. Обществу есть о чем подумать, включая, помимо прочего, эпидемию государственных долгов, неопределенность изменения климата, ухудшение состояния систем инфраструктуры, риски для здоровья населения и серьезные нехватки кадров. Как будто всего этого было недостаточно для понимания, нам также необходимо понять, как эффективно распределять деньги для адекватного решения всех этих проблем. Кроме того, нам необходимо определить, достаточно ли у нас денег для адекватного решения этих проблем. Нам нужен новый МОНИАК.

Головоломка Карла Данкера со свечой

Существует когнитивный тест, который обычно называют головоломкой со свечой. Первоначально тест проводился гештальт-психологом Карлом Дункером. Задача загадки со свечой - прикрепить свечу к стене, не позволяя ей капать воск на пол, используя только свечу, коробку канцелярских кнопок и книгу спичек. Участники с большей вероятностью решат загадку, когда визуальные условия задачи позволяют им преодолеть свои умственные препятствия против использования объектов незнакомым образом. Например, проблему легче решить, просто превратив ее из мысленной головоломки в физическую, в которой участники могут физически взаимодействовать с объектами и видеть их. Визуальные условия также могут быть изменены, чтобы повысить вероятность того, что участники найдут оптимальное решение (изображено ниже), представив кнопки вне, а не внутри коробки.

Хорошая модель может помочь нам найти оптимальное решение и изменить наш взгляд на то, как мы решаем проблему. Это может буквально заставить нас мыслить нестандартно. Экономические визуализации не новость. Есть много способов, которыми экономисты концептуализировали экономику и пытались изобразить ее на рисунке или системной карте. Билл Филлипс создал физическую модель.

Создатель моделей середины века: Билл Филлипс

В 1949 году новозеландский экономист Билл Филлипс взял ментальную модель функционирования экономики и превратил ее в физическое представление. Филлипс получает премию как самый интересный экономист, в основном из-за жизненного пути, который привел его к тому, чтобы стать экономистом. В молодости он занимал должности охотника за крокодилами и менеджера кинотеатра. В свои 20 лет он изучал электротехнику, прежде чем присоединиться к Королевским военно-воздушным силам. Он был схвачен японцами во время Второй мировой войны и заключен в тюрьму на срок более трех лет. После войны он поступил в Лондонскую школу экономики, где провел следующее десятилетие, изучая и преподавая. Именно в это десятилетие он разработал и построил MONIAC.

MONIAC ​​- это грубая форма того, что эта статья пытается вдохновить. MONIAC ​​расшифровывается как Monetary National Income Analog Computer (Аналоговый компьютер денежного национального дохода). Машина использовалась для демонстрации и прогнозирования движения денег в экономике на очень высоком уровне. MONIAC ​​- это гидромеханический компьютер, сделанный из пластика и дерева. Вода течет через резервуары с указанными расходами, установленными Phillips для представления инвестиционных и налоговых ставок. В результате получается национальный доход. Филлипс смог откалибровать эту машину для точного прогнозирования национального дохода. Первоначально это было задумано как учебное пособие, но оно также превратилось в мощный экономический симулятор. Представьте, если бы мы могли оптимизировать нашу экономику, отображая денежные потоки и соответствующим образом регулируя рычаги.

Новый MONIAC ​​

Нам нужен новый МОНИАК. Очевидно, что сегодня мы способны создать более сложный компьютер, чем Билл Филлипс мог построить в 1940-х и 1950-х годах. И область дизайна продвинулась так же далеко, как и область суперкомпьютеров. Нам нужно иметь возможность визуализировать нашу экономику с большой точностью. Если мы сможем это сделать, то сможем более тщательно изучить и разработать решения по долгосрочному финансированию в следующих областях:

· Инфраструктурные системы. По мере того, как основные инфраструктурные системы приходят в негодность, мы должны понимать совокупное влияние на государственные бюджеты. Могут ли государственные бюджеты выдержать сбои системной инфраструктуры? Совершенно необходимо получить более полное представление о стоимости жизненного цикла инфраструктуры. Как можно интегрировать затраты жизненного цикла в бюджетные решения и денежно-кредитную политику, чтобы избежать долгов и ухудшения состояния?

· Изменение климата: Чтобы смягчить или адаптироваться (или и то, и другое)? Вот в чем вопрос. Сколько денег нужно, чтобы обнулить наш углеродный след? Сколько мы можем себе позволить и как сократить разрыв? Сможет ли предложенное Майклом Меткалфом увеличение денежной массы покрыть набор проблем, связанных с изменением климата?

· Финансирование школ. Финансирование школ в США в значительной степени зависит от состояния рынка жилья. После рецессии 2008 года школьные системы пытались разорвать порочный круг, связанный с недостаточными налоговыми поступлениями и недостаточным финансированием школ. Финансирование школ всегда находится в благоприятном или порочном круге, в зависимости от текущей траектории местной экономики. Когда стоимость недвижимости падает, падают и доходы от налога на имущество. Когда налоговые поступления снижаются, финансирование школ сокращается. Как мы можем разорвать порочный круг и диверсифицировать источники финансирования школ?

· Эбола, Зика и проблемы общественного здравоохранения в будущем: Сколько денег нужно на борьбу с черной чумой? По словам Билла Гейтса и других, нам повезло, когда удалось сдержать вспышку Эболы. Как бы мы отреагировали на более заразный вирус или что-то подобное? Способность быстро реагировать на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения не кажется проблемой государственных финансов, но это так. Мы не только должны иметь возможность способствовать реагированию на вспышки, но также должны проводить серьезные исследования и разработки, чтобы предвидеть будущие риски для здоровья населения. Сколько денег нам нужно, чтобы снизить риски для здоровья населения?

· Защита экономики от рецессии. Как сказал Йоги Берра, «будущее уже не то, чем было раньше». Вполне возможно, что мы сможем создать экономику, устойчивую к рецессии. Даже простое рассмотрение того, как мы можем защитить экономику от рецессии, - полезное упражнение, которое было бы более эффективным с помощью нового MONIAC.

· Универсальный базовый доход: Это форма социального обеспечения, при которой каждый гражданин будет получать гарантированный доход, независимо от статуса занятости. Лидеры технологической индустрии, включая Илона Маска и Сэма Альтмана, считают, что в конечном итоге базовый доход станет необходимым. И есть один кандидат в президенты США от 2020 года, Эндрю Янг, который предлагает внедрить программу UBI в Соединенных Штатах. Новый MONIAC ​​может имитировать влияние универсального базового дохода.

· Готовность к чрезвычайным ситуациям: мы не можем предсказать, сколько стихийных бедствий будет у нас из года в год, но мы можем с некоторой степенью уверенности предсказать финансирование, необходимое для реагирования на ежегодный набор стихийных бедствий. Девиз береговой охраны - Semper Paratus, что означает «Всегда готов». Было бы благоразумно приспособить этот образ мышления к нашему экономическому мышлению. Это позволит нам поддерживать здоровую местную экономику даже после разрушительных стихийных бедствий.

· Демонетизация и другие денежно-кредитные преобразования. В ноябре 2016 года Индия пережила очень быстрый и масштабный денежно-кредитный переход, когда правительство фактически сделало более 85% наличных денег в обращении бесполезными. Целью этого внезапного изменения было сокращение или устранение активности черного рынка. Переходный период оказал серьезное негативное влияние на экономику Индии. Нам необходимо создать портфель методов денежно-кредитного перехода, которые уменьшают негативные шоки для экономики. Новый MONIAC ​​может моделировать денежные переходы.

В настоящее время общество сталкивается с конвергенцией наборов проблем, что требует нового набора изобретений и инноваций, связанных с денежно-кредитной экономикой и государственными финансами. Создание нового современного MONIAC ​​позволит провести новые исследования, которые еще не были изучены. Нам нужно переосмыслить то, как мы визуализируем экономику, чтобы мы могли лучше понять экономику и движение денег через нее.

«Когда вы меняете свой взгляд на вещи, меняется и то, на что вы смотрите». - Макс Планк, немецкий квантовый теоретик, лауреат Нобелевской премии